Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 2 декабря 2015 г.



Дистанционное задание:
Урок истории в 10 классе 2 декабря 2015 года
Тема: Внешняя политика Ивана IV.
1. 16 век в контексте всеобщей истории (краткий обзор):
Главные морские пути переместились на океанские просторы, появились порты мирового значения – Лондон, Амстердам, Лиссабон, Антверпен. В Европе формировались колониальные империи. Этот процесс сопровождался и уничтожением, и притеснением, и вытеснением местного населения иных континентов, ограблением колоний, гибелью древних культур. Награбленное богатство концентрировалось в метрополиях. Упали цены на золото. Под влиянием межцивилизационных контактов менялся быт населения. В частности, разнообразилось его питание. На столе европейцев появились неведомые ранее продукты – картофель, фасоль, кукуруза, помидоры, чай, кофе, шоколад и др. Развитие географии, истории, астрономии, других наук получило мощный импульс.

2. Восточное направление внешней политики России:
Для понимания современного звучания многих исторических тем, в частности присоединения к России Казанского и астраханского ханств, важно оценить эти события и с точки зрения победителей, и с точки зрения побежденных, поскольку в современных российских школах учатся потомки и тех и других и отголоски событий давно прошедших лет звучат и в нашей сегодняшней жизни.
&                        Из статьи Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева «В истории народа его настоящее и будущее!»:
«Трудно понять тех историков, которые пытаются объяснить экспансию Российского государства желанием наказать «зловредных татар», якобы непрерывно терзавших Москву своими набегами. Достаточно подсчитать, сколько раз нападали москвичи и сколько – казанцы, чтобы стало ясно, что этот аргумент не играл для Ивана Грозного никакой роли».
В данном фрагменте звучит предостережение: с исторической памятью народа нельзя обращаться произвольно. Учитывая это, обращаемся к учебнику А.Н.Сахарова, выясняем, какими же потребностями Российского государства было вызвано завоевание Казани и Астрахани, какие аргументы сыграли решающую роль в наступательной внешней политике России на восточном направлении, почему именно в середине 16 века Россия ощутила настоятельную необходимость присоединения Казани и Астрахани.
Важно иметь в виду, что на всех этапах борьбы России за Поволжье там были не только анти-, но и промосковские группировки. И царская власть умело использовала, в частности, татарскую элиту в собственных интересах.

&                        Из книги профессора Казанского университета Карла Фукса «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении» (Казань, 1844):
«Казанские татары – прекрасного телосложения, лицо у них длинноватое, глаза большие, серые или черные, взор их проницателен, нос длинный, с горбом, восточный...борода черная, искусно подстриженная и около губ подбритая; череп продолговатый и тонкий, всегда голый от бритья и покрытый тюбетейкою...плечи преширокие, грудь высокая. Они вообще высокорослы, и стан их необыкновенно прям. Походка их очень важная.
Самая лучшая черта есть гостеприимство; ежели позовет знакомый татарин в деревню к себе в гости, то можно знать наперед, что сделаешься на другой день, болен. Главное угощение татар – чай, которого надобно выпить не менее четырех чашек. Потом ставят на стол каймак (самые густые вареные сливки), малиновую пастилу и жареные тонкие лепешки. От всего этого надо непременно отведать, но этим не кончится. Два или три татарина, вам даже не знакомые, дожидаются, чтобы позвать вас к себе, отговориться невозможно. Отказом чрезвычайно их обидишь; равным образом, ежели в гостях не выпьешь три чашки чаю и не поешь их десерта. Я несколько раз испытал эту чайную пытку; имея двадцати чашек чаю в желудке, возвращался домой в водяной болезни и должен был на другой день принимать лекарство.
Этот народ более образованный, нежели некоторые даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением других. Почему всякий отец старается, как можно ранее записать детей своих в училище, где бы они выучились, по крайней мере, читать, писать и узнали бы начала своей религии...
Татары ныне живут в большом согласии с русскими, и уже не услышишь русских некоторых жестких насчет татар слов, которые часто употреблялись лет сорок тому назад».
Вопросы и задания (устно):
?       Можно ли считать, что и в 19 веке слово «татары» зачастую воспринималось русским народом как символ носителя угрозы? Как это объяснить?
?       Опираясь на данный текст, докажите, что казанские татары сквозь столетия пронесли свою историю, свои обычаи.
Записать в тетради:
- 1552- присоединение Казанского ханства
- 1556- присоединение Астраханского ханств

3. Ливонская война и ее последствия:
Выполнить задание № 4 § 21 /стр. 287- 291

4. «Присоединение Западной Сибири»:
Опираясь на текст § 21 стр. 291- 294, устно ответить на вопросы и задания:
?       Кто такой Ермак Тимофеевич – герой, колонизатор, первопроходец, цивилизатор? Почему народная память сохранила его имя в литературе и искусстве?
?       Почему сравнительно небольшой по численности отряд Ермака сумел покорить обширные пространства Сибири?
?       Почему многие сибирские народы желали попасть «под руку» русского царя, видели в этом свое спасение? Достаточно ли сказать, что, присоединяя к России разрозненные, воевавшие между собой племена Сибири, Ермак выполнял цивилизаторскую роль?
?       Сформулируйте общий вывод о значении присоединения Западной Сибири к России для местного населении и для России в целом.
Записать в тетради:
- 1581- начало сибирского похода Ермака

Домашнее задание: § 21 читать       
Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий