Дистанционное задание:
Урок
истории в 10 классе 2 декабря 2015 года
Тема: Внешняя политика Ивана IV.
1. 16 век в контексте всеобщей истории
(краткий обзор):
Главные
морские пути переместились на океанские просторы, появились порты мирового
значения – Лондон, Амстердам, Лиссабон, Антверпен. В Европе формировались
колониальные империи. Этот процесс сопровождался и уничтожением, и
притеснением, и вытеснением местного населения иных континентов, ограблением
колоний, гибелью древних культур. Награбленное богатство концентрировалось в
метрополиях. Упали цены на золото. Под влиянием межцивилизационных контактов
менялся быт населения. В частности, разнообразилось его питание. На столе
европейцев появились неведомые ранее продукты – картофель, фасоль, кукуруза,
помидоры, чай, кофе, шоколад и др. Развитие географии, истории, астрономии, других
наук получило мощный импульс.
2. Восточное направление внешней
политики России:
Для понимания современного
звучания многих исторических тем, в частности присоединения к России Казанского
и астраханского ханств, важно оценить эти события и с точки зрения победителей,
и с точки зрения побежденных, поскольку в современных российских школах учатся
потомки и тех и других и отголоски событий давно прошедших лет звучат и в нашей
сегодняшней жизни.
&
Из
статьи Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева «В истории народа его
настоящее и будущее!»:
«Трудно
понять тех историков, которые пытаются объяснить экспансию Российского
государства желанием наказать «зловредных татар», якобы непрерывно терзавших
Москву своими набегами. Достаточно подсчитать, сколько раз нападали москвичи и
сколько – казанцы, чтобы стало ясно, что этот аргумент не играл для Ивана
Грозного никакой роли».
В
данном фрагменте звучит предостережение: с исторической памятью народа нельзя
обращаться произвольно. Учитывая это, обращаемся к учебнику А.Н.Сахарова,
выясняем, какими же потребностями Российского государства было вызвано
завоевание Казани и Астрахани, какие аргументы сыграли решающую роль в
наступательной внешней политике России на восточном направлении, почему именно
в середине 16 века Россия ощутила настоятельную необходимость присоединения
Казани и Астрахани.
Важно иметь в виду, что на
всех этапах борьбы России за Поволжье там были не только анти-, но и
промосковские группировки. И царская власть умело использовала, в частности,
татарскую элиту в собственных интересах.
&
Из
книги профессора Казанского университета Карла Фукса «Казанские татары в
статистическом и этнографическом отношении» (Казань, 1844):
«Казанские
татары – прекрасного телосложения, лицо у них длинноватое, глаза большие, серые
или черные, взор их проницателен, нос длинный, с горбом, восточный...борода
черная, искусно подстриженная и около губ подбритая; череп продолговатый и
тонкий, всегда голый от бритья и покрытый тюбетейкою...плечи преширокие, грудь
высокая. Они вообще высокорослы, и стан их необыкновенно прям. Походка их очень
важная.
Самая
лучшая черта есть гостеприимство; ежели позовет знакомый татарин в деревню к
себе в гости, то можно знать наперед, что сделаешься на другой день, болен.
Главное угощение татар – чай, которого надобно выпить не менее четырех чашек.
Потом ставят на стол каймак (самые густые вареные сливки), малиновую пастилу и
жареные тонкие лепешки. От всего этого надо непременно отведать, но этим не
кончится. Два или три татарина, вам даже не знакомые, дожидаются, чтобы позвать
вас к себе, отговориться невозможно. Отказом чрезвычайно их обидишь; равным
образом, ежели в гостях не выпьешь три чашки чаю и не поешь их десерта. Я
несколько раз испытал эту чайную пытку; имея двадцати чашек чаю в желудке,
возвращался домой в водяной болезни и должен был на другой день принимать
лекарство.
Этот
народ более образованный, нежели некоторые даже европейские. Татарин, не
умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не
пользуется уважением других. Почему всякий отец старается, как можно ранее
записать детей своих в училище, где бы они выучились, по крайней мере, читать,
писать и узнали бы начала своей религии...
Татары
ныне живут в большом согласии с русскими, и уже не услышишь русских некоторых жестких
насчет татар слов, которые часто употреблялись лет сорок тому назад».
Вопросы и задания (устно):
?
Можно ли считать,
что и в 19 веке слово «татары» зачастую воспринималось русским народом как
символ носителя угрозы? Как это объяснить?
?
Опираясь на
данный текст, докажите, что казанские татары сквозь столетия пронесли свою
историю, свои обычаи.
Записать
в тетради:
- 1552- присоединение
Казанского ханства
- 1556- присоединение
Астраханского ханств
3. Ливонская война и ее последствия:
Выполнить задание № 4 § 21 /стр. 287- 291
4. «Присоединение Западной Сибири»:
Опираясь на текст § 21 стр. 291- 294,
устно ответить на вопросы и задания:
?
Кто такой Ермак
Тимофеевич – герой, колонизатор, первопроходец, цивилизатор? Почему народная
память сохранила его имя в литературе и искусстве?
?
Почему
сравнительно небольшой по численности отряд Ермака сумел покорить обширные
пространства Сибири?
?
Почему многие
сибирские народы желали попасть «под руку» русского царя, видели в этом свое
спасение? Достаточно ли сказать, что, присоединяя к России разрозненные,
воевавшие между собой племена Сибири, Ермак выполнял цивилизаторскую роль?
?
Сформулируйте
общий вывод о значении присоединения Западной Сибири к России для местного
населении и для России в целом.
Записать
в тетради:
- 1581- начало сибирского похода Ермака
Домашнее задание: § 21 читать
Спасибо за
внимание! Желаю Вам успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий