Дистанционное задание:
Урок
истории в 10 классе 3 февраля 2016 года
Тема: Эпоха Петра I. Северная война.
Добрый день!
1.
Окружение Петра в
период его мужания:
Последний абзац к пункту
«Мужание Петра» на с. 114 учебника: «Обдумывая пути коренных перемен в жизни страны... которые в дальнейшем он предпринял»
создает впечатление, что Петр I имел четкий план или программу
будущих преобразований России.
Между тем большинство историков опровергают этот тезис и считают, что он
действовал спонтанно, по ходу дела, без всяких программ и планов.
Выскажите собственное суждение по данной
проблеме. Если бы решение этого исторического спора зависело от вас, какую
позицию вы бы заняли и почему?
(устно)
«Окружение Петра»:
Александр
Данилович Меншиков (1673-1729)
- в отрочестве «Алексашка», ловкий и
услужливый. Личный друг и сподвижник Петра. Крупный военачальник,
государственный деятель, имел звание генералиссимуса. Внес бесценный вклад в
преодоление российской косности,
рутины; человек жадный до роскоши, честолюбивый. Получил огромную
власть при Екатерине I и Петре II. «Счастья баловень безродный, Полудержавный властелин», - скажет
о нем А.С. Пушкин. Распорядиться властью не
сумел. Свергнут соперниками. Свои последние дни провел в ссылке, в Сибири (см.
знаменитую картину И.Е. Репина
«Меншиков в Березове»).
Гавриил
Иванович Головкин (1660-1734)
- граф, один из воспитателей Петра I, его сподвижник. Талантливый дипломат, руководил русской
внешней политикой. Несколько лет, начиная с 1709 г., был государственным
канцлером, ас 1718 г. стал президентом Коллегии иностранных дел. Во время заговора «верховников» был на стороне императрицы Анны Иоанновны.
Федор Юрьевич
Ромодановский (1640-1717)
- «генералиссимус» Фридрих, потешный
главком. Петр шутливо звал его «королем», «сиром». Впоследствии - глава
Преображенского приказа, ведающего
политическим сыском, «министр кнута и пыточного застенка». Приводил в дрожь тех, кто попадал к нему в
руки. Сам вел допросы, карал
мятежников. Постоянный противник И.И. Бутурлина в потешных баталиях. Их совместные учения (подкопы, мины, гранаты,
пушки, бомбы, боевые ружья, наведение понтонных мостов) перерастали в настоящие
сражения с жертвами и ранениями участников.
Интересно, что перед началом боя они между собой ругались, оскорбляли друг
друга - психологически готовились к сражениям.
Патрик Гордон (1635-1699) - шотландец по происхождению,
генерал, большой знаток военного дела.
Досконально знал устройство всех
европейских армий. Человек дисциплинированный, исполнительный, немногословный в общении, надежный и
верный в дружбе и отношении лично к Петру.
Франц Лефорт (1655-1699) - швейцарец по происхождению, жизнерадостный, доброжелательный, веселый, имел
большое влияние на Петра. Внушал
молодому царю мысль о важности иметь талантливых, умных помощников возле себя, в том числе и русских. Хороший наездник, заядлый охотник, великолепный
стрелок, весельчак, балагур,
красивый, тактичный, милосердный, не видящий смысла в лишнем кровопролитии. Лефорт убеждал Петра посетить страны Европы. Был переводчиком Петра во время
Великого посольства. Он активно
содействовал дипломатическим контактам своего
друга, вел всю переписку посольства, то есть сменил военный мундир на «парик дипломатических недомолвок».
Владел несколькими иностранными языками, приобрел широкий кругозор, считался
самым образованным человеком в свите Петра I. С его именем связаны названия Лефортово, Лефортовская слобода и появление гренадерских полков в русской армии.
При всей разнице этих людей в возрасте, социальном происхождении, образовании - что у них
общего? (устно)
2.
Первая война в
жизни Петра:
Анализ событий Азовских походов- прочитайте с. 114- 115 и ответьте
на вопросы (устно):
• В чем проявился государственный подход молодого царя в решении проблемы выхода
России к морям?
• Какие факты из истории
Азовских походов свидетельствуют о том, что юношеские увлечения Петра I переросли в большую политику?
• Какими способами действовал Петр I для достижения государственных задач в рамках старой крепостнической системы?
Возможны ли были альтернативы? Свой
ответ обоснуйте.
3.
Три открытия Европы:
Три открытия Европы для Петра
- это первое знакомство с иноземцами в
Немецкой слободе Москвы (изучение
немецкого и голландского языков, знакомство с нравами, обычаями иностранцев).
Второе постижение Европы связано с поездкой в Архангельск и третье - с Великим посольством. Великое посольство, знаменательное событие в политической жизни России и Европы: молодой Петр во время
поездки получил необходимые образцы
западноевропейского опыта и сумел достойно представить Россию на дипломатическом поприще, познакомился с тайной дипломатией мировой политики. Это была
хорошая школа лично для Петра.
Вопросы для беседы:
? Кто из окружения Петра
вдохновил его на поездку в Европу?
? Что необычного было в
организации посольства (укажите три-четыре характеристики)?
Внимание! отличительные
характеристики: многочисленный состав, представительность, участие царя в делегации,
первый в истории России выезд российского правителя за границу, многоцелевая
направленность деятельности посольства и др.
? Каковы итоги этой
поездки (экономические, политические, военные, дипломатические)?
?
Почему Петр не воспринял идею европейского парламента, демократических
традиций Европы (свобода личности, гражданские свободы, свобода
предпринимательства, система народного представительства, выборы и пр.)?
Домашнее задание:
с. 118- 128 § 11
Северная война:
Подготовьте на основе
текста учебника с. 118- 128:
сообщения как репортажи с места событий,
интервью с участниками сражений или в виде дневниковых записей. Главное, отобрать
материал, чтобы можно было определить место и роль этого события в истории
Северной войны, его историческое значение.
Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий