Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 2 февраля 2016 г.

Дистанционное задание:
Урок истории в 10 классе 3 февраля 2016 года
Тема: Эпоха Петра I. Северная война.
Добрый день!
1.     Окружение Петра в период его мужания:
Последний абзац к пункту «Мужание Петра» на с. 114 учебника: «Обдумывая пути коренных перемен в жизни страны... которые в дальнейшем он предпринял» создает впечатление, что Петр I имел четкий план или программу будущих преобразований России.
Между тем большинство историков опровергают этот тезис и считают, что он действовал спонтанно, по ходу дела, без всяких про­грамм и планов.
Выскажите собственное суждение по данной проблеме. Если бы решение этого исторического спора зависело от вас, какую позицию вы бы заняли и почему? (устно)
 «Окружение Петра»:
Александр Данилович Меншиков (1673-1729) - в отрочестве «Алексашка», ловкий и услужливый. Личный друг и сподвижник Петра. Крупный военачальник, государственный деятель, имел зва­ние генералиссимуса. Внес бесценный вклад в преодоление россий­ской косности, рутины; человек жадный до роскоши, честолюби­вый. Получил огромную власть при Екатерине I и Петре II. «Счастья баловень безродный, Полудержавный властелин», - скажет о нем А.С. Пушкин. Распорядиться властью не сумел. Свергнут соперни­ками. Свои последние дни провел в ссылке, в Сибири (см. знамени­тую картину И.Е. Репина «Меншиков в Березове»).
Гавриил Иванович Головкин (1660-1734) - граф, один из воспи­тателей Петра I, его сподвижник. Талантливый дипломат, руководил русской внешней политикой. Несколько лет, начиная с 1709 г., был государственным канцлером, ас 1718 г. стал президентом Коллегии иностранных дел. Во время заговора «верховников» был на стороне императрицы Анны Иоанновны.
Федор Юрьевич Ромодановский (1640-1717) - «генералиссимус» Фридрих, потешный главком. Петр шутливо звал его «королем», «сиром». Впоследствии - глава Преображенского приказа, ведаю­щего политическим сыском, «министр кнута и пыточного застен­ка». Приводил в дрожь тех, кто попадал к нему в руки. Сам вел до­просы, карал мятежников. Постоянный противник И.И. Бутурлина в потешных баталиях. Их совместные учения (подкопы, мины, гра­наты, пушки, бомбы, боевые ружья, наведение понтонных мостов) перерастали в настоящие сражения с жертвами и ранениями участ­ников. Интересно, что перед началом боя они между собой руга­лись, оскорбляли друг друга - психологически готовились к сра­жениям.
Патрик Гордон (1635-1699) - шотландец по происхождению, ге­нерал, большой знаток военного дела. Досконально знал устройство всех европейских армий. Человек дисциплинированный, исполнительный, немногословный в общении, надежный и верный в дружбе и отношении лично к Петру.
Франц Лефорт (1655-1699) - швейцарец по происхождению, жизнерадостный, доброжелательный, веселый, имел большое влия­ние на Петра. Внушал молодому царю мысль о важности иметь та­лантливых, умных помощников возле себя, в том числе и русских. Хороший наездник, заядлый охотник, великолепный стрелок, ве­сельчак, балагур, красивый, тактичный, милосердный, не видящий смысла в лишнем кровопролитии. Лефорт убеждал Петра посетить страны Европы. Был переводчиком Петра во время Великого по­сольства. Он активно содействовал дипломатическим контактам своего друга, вел всю переписку посольства, то есть сменил военный мундир на «парик дипломатических недомолвок». Владел несколь­кими иностранными языками, приобрел широкий кругозор, считал­ся самым образованным человеком в свите Петра I. С его именем связаны названия Лефортово, Лефортовская слобода и появление гренадерских полков в русской армии.

При всей разнице этих людей в возрасте, со­циальном происхождении, образовании - что у них общего? (устно)

2.     Первая война в жизни Петра:
Анализ событий Азовских походов- прочитайте с. 114- 115 и ответьте на вопросы (устно):
• В чем проявился государственный подход молодого царя в ре­шении проблемы выхода России к морям?
Какие факты из истории Азовских походов свидетельствуют о том, что юношеские увлечения Петра I переросли в большую поли­тику?
Какими способами действовал Петр I для достижения государ­ственных задач в рамках старой крепостнической системы? Возмож­ны ли были альтернативы? Свой ответ обоснуйте.
3.     Три открытия Европы:
Три открытия Европы для Петра - это первое знакомство с иноземцами в Немецкой слободе Москвы (изучение немецкого и голландского языков, знакомство с нравами, обычаями иностранцев). Второе постижение Европы связано с поездкой в Ар­хангельск и третье - с Великим посольством. Великое посольство, знаменательное событие в политической жизни России и Европы: молодой Петр во время поездки получил необходимые образцы западноевропейского опыта и сумел достойно представить Россию на дипломатическом поприще, познакомился с тайной дипломатией мировой политики. Это была хорошая школа лично для Петра.
Вопросы для беседы:
? Кто из окружения Петра вдохновил его на поездку в Европу?
? Что необычного было в организации посольства (укажите три-четыре характеристики)?
Внимание! от­личительные характеристики: многочисленный состав, представи­тельность, участие царя в делегации, первый в истории России выезд российского правителя за границу, многоцелевая направленность деятельности посольства и др.
? Каковы итоги этой поездки (экономические, политические, во­енные, дипломатические)?
?      Почему Петр не воспринял идею европейского парламента, де­мократических традиций Европы (свобода личности, гражданские свободы, свобода предпринимательства, система народного пред­ставительства, выборы и пр.)?

Домашнее задание: с. 118- 128 § 11
Северная война:
Подготовьте на основе текста учебника с. 118- 128:
сообщения как репортажи с места событий, интервью с участниками сражений или в виде днев­никовых записей. Главное, отобрать материал, чтобы можно было определить место и роль этого события в истории Северной войны, его историческое значение.
Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий