Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 2 февраля 2016 г.



Дистанционное задание:
Урок ИГЗ (обществознание) в 11 классе 2 февраля 2016 года
Тема: Рыночные отношения.
Добрый день ребята!
Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Простая модель спроса и предложения существует уже почти 200 лет. В течение XX столетия она в более развитой форме составляла ядро экономической науки. Простая модель спроса и предложения дает ответы на следующие вопросы:
1. Почему растут или снижаются цены на отдельные товары?
2. Что происходит с экономикой, если она регулируется определенным способом?
3. Какие процессы вызывает внедрение в производство новой техники?
Согласно данной модели в самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос  это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение  э то то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Согласно этим законам производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он повышается, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
а) цена спроса, под которой понимается та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей. Добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложения являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.
Конкуренция  (от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли‑продажи товаров.  Данное столкновение неизбежно, и порождается оно такими объективными условиями рынка, как полная хозяйственная обособленность каждого из его субъектов и борьба последних за наибольшую прибыль. Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной  или монополистической.
Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.  В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии в XIX в. В современных условиях свободная конкуренция — явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).
В отличие от свободной монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.
Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.  При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную) По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.
С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:
1. Чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
2. Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.
3. Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.
В зависимости от характера и причин возникновения различают монополии естественные и искусственные. Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.
Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест  и концерн.
Картелем называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства. Входящие в картель производители сохраняют свою собственность на средства производства и его продукты. Картель представляет собой низший тип монополии. (Ярким примером картеля международного масштаба может служить ОПЕК (Organization of Petrolium Exporting Countris) — Организация стран — экспортеров нефти.)
Синдикат — это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.
Трест представляет собой единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства — пай — в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.
Под концерном понимается объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Монополисты завоевывают рынок для того, чтобы иметь возможность устанавливать на нем монопольную цену. Монопольная цена представляет собой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода. Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов Поэтому государство пытается вести борьбу с монополиями, принимая так называемое антимонопольное (антитрестовое) законодательство, образует специальные антимонопольные комитеты, задачей которых является анализ рыночной ситуации, поддерживает конкуренцию в ее цивилизованных формах.
Сегодня все экономисты отмечают тот факт, что на нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка они называют «несовершенная конкуренция», подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополистическую конкуренцию и олигополию.
Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия — это конкуренция между немногими. В условиях олиго‑полии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.
Зафиксировать в тетради основные понятия
Домашнее задание: выполнить тестовую работу
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1. Экономика — область человеческой деятельности, связанная с решением задачи
1) гармонизации взаимоотношений общества с природной средой
2) разрешения конфликтов, возникающих из-за различия между людьми в доступе к материальным благам
3) удовлетворения растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов
4) минимизации воздействия природных катаклизмов на социальные процессы

2. Признак, объединяющий все экономические системы, —
1) директивное планирование объемов производства благ
2) необходимость повышения эффективности производства
3) конкуренция товаропроизводителей за потребительское предпочтение
4) регулирование объемов производства неписаными правилами

3. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?
А. Макроэкономика изучает функционирование рынков отдельных товаров и услуг.
Б. Микроэкономика исследует закономерности экономического поведения на уровне домохозяйств и фирм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. В стране Н. существует товарное производство и денежное обращение. Отношения работодателей и работников регулируются трудовым законодательством. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит командный характер?
1) заболевшим работникам выплачивается пособие по временной нетрудоспособности
2) между предприятиями существуют договорные отношения
3) факторы производства распределяются специальными государственными органами
4) большинство работников трудится на промышленных предприятиях

5. Какой пример иллюстрирует специфику рыночной экономики?
1) Предприятие сменило собственника, его купил владелец фирмы.
2) Предприятие произвело выплату налогов в государственную казну.
3) Предприятие внедрило новое оборудование для повышения производительности труда.
4) Предприятие заключило договор с поставщиками сырья и материалов.

6. В стране П. гарантировано равноправие различных форм собственности. Предприятия ориентируются на потребительский спрос и самостоятельно определяют объемы производства.
К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны П.?
1) плановому                3) традиционному
2) рыночному               4) командному

7. Прямым налогом в налоговой системе Российской Федерации является
1) акциз на табак и вино
2) налог на доходы физических лиц
3) таможенный тариф
4) налог на добавленную стоимость

8. Верны ли следующие суждения о роли государства в современной экономике?
А. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум.
Б. Государство участвует в качестве одной из сторон в системе социального партнерства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Повышение спроса на автомобили импортного производства
может быть обусловлено
1) модернизацией отечественного автомобилестроения
2) введением протекционистских тарифов на импорт
3) снижением ввозных импортных пошлин
4) снижением качества покрытия автомобильных дорог

10. Установите соответствие между типами экономики и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИКИ
А) регулятором выступают обычаи
Б) продукт производится под конкретный заказ
В) между производителями идет конкурентная борьба
Г) доминирует государственная собственность на средства производства
Д) цены устанавливаются централизованно компетентным государственным органом
Е) производители сами определяют объемы и номенкла-
туру производимых товаров
и услуг
1) рыночная
2) традиционная
3) плановая
Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий