Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 31 января 2017 г.



Дистанционное занятие:
Урок истории в 11 классе 31 января 2017 года
Тема: Курс реформ: социально- экономические аспекты.
Добрый день!
1. Россия после распада СССР:
Уже в последний период перестройки руководство России во главе с Б.Н. Ельциным выступало за более решительные преобразования в экономике. С распадом Советского Союза вопрос о радикальных экономических реформах занял в планах правительства главное место.
Российская Федерация унаследовала от СССР статус великой ядерной державы, около 60% экономического и научно-технического потенциала, значительные зарубежные активы. Значительное число промышленных предприятий, огромные природные богатства, высокий уровень образованности населения также необходимо отнёсти к «активам». В то же время в наследство от союзных времен Россия получила и серьезные проблемы, в первую очередь значительные долговые обязательства (более 70 млрд. долларов). Изношенность основных фондов промышленности превышала 2/3.
Экономическое положение России в начале 1990-х гг. было крайне сложным. Возрастала нехватка товаров первой необходимости (в том числе и продовольствия). Полки магазинов были пусты, за любым товаром моментально выстраивалась очередь. Во многих регионах действовала карточная система на мясо, масло, сахар, табак и некоторые другие товары. Предприятия тяжелой промышленности остались без государственных заказов, что грозило быстрым ростом безработицы. Развал СЭВ и распад СССР полностью расстроили внешнеэкономические связи страны.
Президент РФ Б.Н. Ельцин доверил разработку курса реформ группе молодых либеральных экономистов, в числе которых выделялись Е.Т. Гайдар и А.Б. Чубайс. Они предложили стратегию так называемой «шоковой терапии»: осуществление перехода к рыночной экономике быстрыми темпами, невзирая на возможные «издержки». Предполагалось, что на первом этапе такие реформы будут связаны со значительными трудностями, но наградой станет быстрое восстановление и развитие хозяйства.
Первым мероприятием «шоковой терапии» стала либерализация цен, т.е. отказ от их государственного регулирования. Одновременно была провозглашена свобода частного предпринимательства.
Второй составляющей новой политики стала приватизация. Гражданам страны выдавались приватизационные чеки - ваучеры, которые можно было обменять на акции приватизируемых предприятий. Предполагалось, что эти мероприятия приведут к формированию многочисленного слоя собственников, а свободная конкуренция создаст условия для быстрого развития экономики. Одновременно была начата приватизация жилья: граждане России получили возможность перевести занимаемые ими квартиры в свою частную собственность. В стране возник рынок недвижимости.
2. Первые результаты реформ:
Прочитайте с. 408- 413 учебника и выполните задание № 2 § 43 (таблица)
3. Политическое развитие России в 1992 г.:
Основные черты:
- Особенности политической ситуации начала 1990-х гг.
- Формирование блока умеренных сторонников реформы («Гражданский союз»)
- Формирование блока радикальных сторонников реформы («Демократический выбор»).
- Объединение противников реформы в единый лагерь жесткой оппозиции.
- Причины роста оппозиционных настроений. Массовые акции протеста.
- Поляризация политических сил.
! Подготовка к ЕГЭ (для Борисенко А.) - зафиксировать таблицу в тетради «Основные политические силы в 1992 г.»

Условное название
Специфика политических взглядов
Организации
Лидеры
Радикальные сторонники реформ
Реформы должны идти быстрыми темпами; не надо делать никаких уступок консерваторам
«Демократический выбор»
Г.Х.Попов, Г.В.Старовойтова, С.Н.Юшенков
Умеренные сторонники реформ
Реформы должны проводиться более продуманно, с учетом социальных интересов учащихся
«Гражданский союз»
А.В.Руцкой, Н.И.Травкин, А.И.Вольский
Противники реформ
Политические взгляды разнообразны, от коммунистических до националистических; общая позиция – либеральные реформы ухудшают положение народа, и потому их следует остановить
«Трудовая Россия», «Объединенный фронт трудящихся», «Русский национальный собор», «Российское единство»
В.И.Анпилов, А.М.Макашов, С.Н.Бабурин
Домашнее задание: § 43 читать, ответить на ?
Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий