Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 13 февраля 2020 г.


Дистанционное занятие:
Урок истории в 6 классе 13 февраля 2020 года
Тема: Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека.
Добрый день, ребята!
     Культура любого народа развивается не сама по себе, а в тесной связи со всей жизнью общества. Поэтому для её понимания важно знать исторические условия, в которых она формировалась.
1. Прочитайте п. 1 § 10
2.     Особенности развития культуры Киевской Руси:
     IХ - ХII вв. были временем образования и развития славянского государства - Древней Руси. На этот период пришлись многочисленные схватки с кочевниками хазарами, печенегами, половцами. Развитию культуры способствовало и принятие христианства, усилившее влияние Византийской культуры, и это нашло отражение в строительстве храмов, монастырей, устройстве школ и т.д. Но византийское влияние на культуру Руси не было определяющим. Культура Древней Руси формировалась в соответствии с глубокими традициями культуры восточных славян, в частности их мифов и сказаний, песен, сказок и былин. Древнерусская культура впитывала влияние и соседних народов.
      Разнообразие влияния на культуру Руси:/запишите в тетрадь
- Культурное наследие восточных славян
- Христианство

- Культура соседних народов

  Вот почему в быту, искусстве и духовной жизни народа так долго сохранялось двоеверие - сочетание нового религиозного сознания со старыми языческими верованиями.
     Эпоха древней Руси была блестящим временем в истории отечественной культуры.
3.     Письменность и грамотность Киевской Руси:
     В 860-е гг. два брата из византийского города Салоники - Кирилл (Константин) и Мефодий придумали для славян азбуку. Азбука «кириллица» состояла из 43 букв. Тот язык, для которого братья придумали алфавит, именуется старославянским, теперь он называется церковнославянским. На нём ведётся богослужение в церкви.
     Как следствие, на Руси стала распространяться и письменность. Потребность в ней испытывали не только представители Церкви, но и широкие слои населения - знать, городские ремесленники, торговцы и др.
       Русские князья весьма способствовали распространению грамотности, в древней Руси было немало образованных людей. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи на ремесленных изделиях, найденных археологами: Потворин пряслинь, Лолин пряслинь (свидетельство о принадлежности пряслица определённой мастерице). Иногда ремесленники на изделиях оставляли пожелания покупателю. Сохранились надписи на стенах в домах и храмах. Через века к нам дошло чьё-то обращение к обидчику: Дай козу мою. Или весёлое: Кузьма- порося.
     Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах являются берестяные грамоты. Первая была обнаружена во время раскопок в Новгороде в 1951 г. В настоящее время берестяные грамоты найдены в Новгороде, Смоленске, Москве, Пскове и других городах. Это и документы, и деловая переписка, и обмен новостями, и приглашение в гости.
     Книжное дело на Руси достигло высокого уровня развития;
зачастую книги являлись подлинными произведениями искусства;
книги стоили очень дорого и были доступны только богатым людям;
книги переписывали вручную, а потому иногда допускались искажения первоначального текста.
4.     Литература:
     Древнерусская литература представлена летописанием и устным народным творчеством. Над летописями работали весьма знающие люди, способные не только изложить основные события в жизни народа, но и дать им соответствующее объяснение. Такова «Повесть временных лет» ставшая взволнованным рассказом монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (стр. 87), воссоздающего историю Руси на фоне всей мировой истории. В летописи присутствует целая галерея государственных деятелей - князей, бояр, посадников и др. «Повесть временных лет» проникнута чувством единства Руси, патриотическим настроением.
Задание: прочитайте п. 4 § 10 и выпишите в тетрадь названия произведений литературы, указывая жанр и автора.
   
   В период складывания древнерусского государства появилось много произведений устного народного творчества. Некоторые песни, сказки и былины дошли до нашего времени.
Вопросы (устно):
- Какие былины вы знаете?
- Кто герои этих былин?
- Какие подвиги былинных героев в них воспеваются?
5. Древнерусское искусство:
     С принятием христианства на Русь пришла византийская традиция возведения каменных храмов. Их строили теперь по чертежам. В основу древнерусских храмов лёг византийский крестово-купольный тип храма.
        Шедеврами архитектурной и строительной техники стали Софийский собор (стр. 89, рубрика «Изучаем документ» стр. 92) и Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Новгороде (стр. 90).
      Наличие в ХII в. десятков различных ремесленных специальностей, развитие гончарного производства, металлургии, оружейного дела, ювелирного искусства. Развитие ювелирного искусства русских мастеров, позволило создать различные виды ювелирной техники - зернь, скань, перегородчатую эмаль и др.

Домашнее задание: § 10 читать, вопросы и задания стр. 91
Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий