Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 7 февраля 2020 г.


Дистанционное занятие:

Урок истории в 9 классе 7 февраля 2020 года

Тема: Наш регион в XIX в.
Добрый день, ребята!

Ознакомьтесь с основными сведениями об истории нашего Оренбургского края  в XIX в.
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА
"Гроза двенадцатого года" нашла живой отклик во всех слоях населения многонационального Оренбургского края. Движимые глубоким чувством патриотизма, любви к родной земле русские, башкиры, татары, калмыки, мордва, чуваши, казахи и другие народы грудью поднялись на защиту Родины, на отражение страшной опасности.
Край имел к тому времени уже достаточно развитое сельское хозяйство, которое обеспечивало продовольствием внутренние потребности и позволяло вывозить хлеб и скот на рынок. Южноуральская металлургическая промышленность давала значительную долю общероссийского производства металлов.
В начале XIX в., когда Россия участвовала в войнах против наполеоновской Франции, Оренбуржье активно способствовало победе над врагом. Работные люди горных заводов изготавливали для армии артиллерийские орудия, ядра, картечь, гранаты. Крестьяне только трех уездов Оренбургской губернии изготовили своими руками на домашних ткацких станках более шестидесяти тысяч аршин армейского сукна. Башкиры и калмыки пожертвовали для армии 5 тысяч лошадей, а всего в крае их было закуплено для армии до 40 тысяч.
Когда в конце июля 1812 г. до Оренбурга донеслась тревожная весть о вторжении неприятеля в пределы России и о начале Отечественной войны, правитель края военный губернатор Г. С. Волконский немедленно распорядился разослать гонцов во все концы обширного края с приказом о неотложной подготовке к выступлению против врага.
В оренбургской казачьей станице (Форштадте), как и всюду, наблюдалось тревожное оживление и приготовление к защите Родины. В конце июля было сформировано три пятисотенных полка и "непременный" тысячный полк.
              Покидая родные станицы, казаки зашивали горсть родной земли в сумочку (ладанку), чтобы на своей груди носить ее до возвращения или смерти на поле брани.
На призыв царя откликнулось и местное дворянство, спешно собравшееся в губернском городе Уфе и решившее жертвовать для войны "своим состоянием и собою". Патриотические добровольные взносы в оборону Родины делали мещане, купцы, чиновники, государственные и крепостные крестьяне, горнозаводские работные люди, народности края. Только на содержание ополчения было собрано 900 тыс. рублей.
Среди жителей немало находилось и тех, которые изъявляли желание добровольно идти в армию и народное ополчение. Патриотический подъем охватил все народности края. Участник Отечественной войны 1812 г. Сергей Глинка отмечал, что "мордва, тептя-ри, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкиры оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки".
В общей сложности в действующую армию в ходе войны из Оренбургского края было направлено 5 оренбургских, 5 уральских казачьих, 19 башкирских, 2 мишарских, а всего - 31 полк иррегулярных войск. Оренбургские воины участвовали во многих сражениях Отечественной войны.
За участие в Бородинской битве командиры оренбургских полков были повышены в звании, оставшиеся в живых офицеры награждены орденами, а 28 унтер-офицеров и рядовых удостоились высшего знака солдатской доблести - Военного ордена. Все нижние чины, участвовавшие в сражении, были награждены 5 рублями.
В заграничном походе русской армии участвовало 26 конно-казачьих полков из Оренбургской губернии: атаманский и пятисотенный оренбургских казаков, пять уральских, пятнадцать башкирских, два тептяр-ских и один калмыцкий.
Оренбургский край использовался правительством как место ссылки военнопленных наполеоновской армии, которых направляли сюда большими партиями и размещали по гарнизонам пограничной линии. Во второй половине 1812 г. прибыло 923 рядовых и 14 офицеров, затем еще 492 рядовых и 15 офицеров. Местным властям предписывалось "присматривать за поступками... военнопленных французов". Некоторые из них пытались бежать в казахскую степь и Бухару, другие впоследствии вернулись на родину, но определенная часть военнопленных была зачислена в Оренбургское казачье войско. К концу XIX в. среди оренбургских казаков насчитывалось 48 французских фамилий - потомков пленных французов.
Один из причисленных в Оренбургское казачье войско Дезире Дандевиль долгое время состоял младшим учителем французского языка в Оренбургском Неплюев-ском училище. Его сын Виктор окончил это училище (корпус), затем - Военную академию; в 1859 г. он руководил экспедицией на восточное побережье Каспийского моря, а впоследствии был произведен в генералы и утвержден наказным атаманом Уральского казачьего войска, отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
Идеи декабристов имели своих сторонников и продолжателей в окраинном Оренбуржье.
В Оренбурге оформилась тайная организация, ведущая свое начало от местного отделения масонского Московского новиковского общества, возникшего в конце XVIII в. К сожалению, имена основателей этого общества не найдены. Известно лишь, что в первое десятилетие XIX в. его душой, признанным руководителем был Павел Ели-сёевич Величко, занимавший пост директора Оренбургской таможни, а затем - начальника Оренбургского таможенного округа. Он имел широкие связи и возможности вовлечения в организацию людей надежных, свободомыслящих. Среди соратников Величко выделялись офицер Александр Лукич Кучевский, служивший в четвертом Оренбургском линейном батальоне, и Александр Павлович Величко, сын руководителя, магистр физики и математики.
"Оренбургское тайное общество, - говорилось в Уставе, - составлено с целью политической. Цель его есть изменение монархического правления в России и применение лучшего рода правления к выгодам и свойствам народа для составления истинного его благополучия". В результате переворота планировалось объявить в изданной прокламации: "1. Россию свободною. 2. Уменьшение годов службы нижних чинов и удвоение их жалования. 3. Освобождение крестьян помещичьих. 4. Прощение налогов и недоимок государственных. 5. Избавление нижних чинов от телесного наказания".
Стремясь к росту численности населения в отдаленной оренбургской окраине, царские власти помимо переселений практиковали высылку разного рода "неблагонадежных", "бродяг", "беглых", осужденных преступников, проштрафившихся чиновников, военных и других. Сюда попадали люди за "худое поведение", "противные поступки", составление "непозволительных прошений", жалоб, за "возмущение" помещичьих крестьян, по многим другим поводам и обвинениям. В ссылку люди могли угодить по решению суда, а иногда и просто по распоряжению того или иного временщика. Царские власти рассматривали ее не только как меру пресечения крамолы и вольнодумства, но и как средство пополнения дешевой рабочей силой и солдатами гарнизонов этого еще мало заселенного края. Ссыльные направлялись на строительство городов и крепостей, на заводы и промыслы, а также зачислялись в состав местных казачьих войск. Возникший в 50-х годах XVIII в. Илецкий соляной промысел использовал почти исключительно труд ссыльных. Немало ссыльных находилось в Оренбурге, Троицке, других городах губернии. Поэт Г. Р. Державин в своих автобиографических "Записках", рассказывая о пребывании в юные годы в Оренбурге, упомянул первого своего учителя, некоего Иосифа Розе, сосланного "за какую-то вину в каторжную работу".
С 1815 г. в Оренбурге отбывал наказание поэт пушкинской поры Александр Мещевский, использовавший в своем творчестве восточные мотивы, в чем несомненно сказалось знакомство с народами многонационального края.
В феврале 1822 г. в Оренбург был сослан молодой артиллерийский прапорщик, будущий знаменитый ученый-географ и путешественник Григорий Силыч Карелин (1801-1872), вина которого заключалась в "непозволительной дерзости" - карикатуре на всесильного временщика графа А. А. Аракчеева. Оренбургский край увлек молодого исследователя и сыграл решающую роль в становлении его как ученого. Карелин проводил экспедиции на Эмбу, Устюрт, в Башкирию,  на Тобол, Каспий, Алтай. Здесь он написал многие свои ученые труды.
Тяжелую, мучительную судьбу уготовил царизм "лучшим людям из дворян", героям 14- го декабря: пятеро были повешены, многие отправлены на каторгу; некоторые попали в Оренбургский край. Среди них - участники восстания на Сенатской площади, офицеры, разжалованные в солдаты: П. А. Бестужев, А. В. Веденяпин, Ф. Г. Вишневский, Н. П. Кожевников, Е. С. Мусин-Пушкин, А. А. Фок. Без разжалования в Оренбургский корпус были переведены офицеры- декабристы А. С. Го-рожанский, Д. А. Искрицкий, Е. Е. Франк, И. М. Черноглазое.
Из политических ссыльных, оказавшихся в Оренбургской губернии в 1840-1850-х гг., прежде всего, следует назвать участников кружка петрашевцев, занимавшего тогда видное место в освободительном движении.
ОРЕНБУРГСКИЙ ГУБЕРНАТОР В. А. ПЕРОВСКИЙ
Среди оренбургских губернаторов большую часть жизни отдал нашему краю человек неординарной судьбы и энергии Василий Алексеевич Перовский.
 
            Василий Алексеевич был строг и требователен к подчиненным: жестоко карал за казнокрадство, бесчинство, лихоимство и взяточничество. Стилю его руководства характерно упорное доведение задуманного до логического конца. В общении с подчиненными был прост, со многими из них был на "ты"; не стеснялся советоваться со специалистами, особенно по вопросам, в которых недостаточно разбирался. Был тверд с неплательщиками налогов и нарушителями таможенного режима.
       Развивая торговлю, Перовский энергично поддерживал местное купечество, особенно Деева, Ключерова и др.
Немало сделал он и для смягчения участи таких политических ссыльных, как А. Н. Плещеев, Н. В. Ханыков, Т. Г. Шевченко и др.
        Усилиями и энергией Перовского в 1836 г. была создана укрепленная линия на востоке губернии, давшая возможность предотвратить набеги кочевников. Линия, протяженностью восемнадцать верст, представляла собой земляной вал в шесть футов высотой, а возле нее был выкопан ров такой же глубины. Тогда же в губернии было возведено три поташных, конный и пчелиный заводы.
При Перовском кардинальные изменения произошли в самом Оренбурге. Особо следует сказать о возведении Караван-Сарая. В центре города на средства правительства сооружалась мечеть. Строительство грандиозной и великолепной мечети в Оренбурге явилось началом превращения города в центр, где стали сочетаться православные церкви  и соборы, мусульманские мечети, костёлы и молитвенные дома. Город становился местом, где мирно уживались различные религии и народы.
       Именно при Перовском в 1836-1838 годах в Оренбурге был сооружен дом в стиле позднего классицизма, где сейчас размещается областной краеведческий музей; построено здание Благородного собрания. При Василии Алексеевиче было положено начало освещению улиц Оренбурга: появились первые фонари, для которых использовалось конопляное масло. Перовский первый сделал попытку строительства постоянного моста через Урал.
В ПЕРИОД ОТМЕНЫ КРЕПОСТНИЧЕСТВА
      В марте 1861 г. был обнародован царский манифест об отмене крепостного права. Помещичьи крестьяне освобождались от крепостной зависимости и получали личные и имущественные права. За свои земельные наделы (в среднем по 6 десятин на душу мужского пола) они должны были выполнять барщинные работы в течение 90 дней в году или уплатить помещику оброк в размере 22 рублей. Высокая плата - по 26 руб. за десятину была установлена за землю, которую крестьяне могли получить в собственность. Всего в губернии по уставным грамотам крестьянам было отведено 212 тыс. десятин земли, а до реформы в их пользовании находилось 248 тыс. десятин. Таким образом, 36 тыс. десятин, или 15% всех крестьянских земель, было захвачено помещиками в виде так называемых "отрезков".
    При проведении реформы на частных горных заводах крепостное население было разделено на мастеровых и сельских работников. Мастеровые наделялись лишь сенокосными угодьями по десятине на мужскую душу, а пахотных земель не выделяли вообще. Сельские работники получали наделы по тем же нормам, что и помещичьи крестьяне.
      В 1865 г. реформа была распространена на башкир. Отменялась кантонная система управления, башкиры из военного сословия переводились на положение крестьян.
       Развитие капитализма вызывало расслоение крестьянства. Происходило выделение небольшой зажиточной верхушки и разорение основной массы крестьянских хозяйств. Особенно много бедноты было среди недавних переселенцев, не имевших земли и вынужденных брать участки в аренду у помещиков, казаков, зажиточных крестьян-старожилов, наниматься в батраки, сезонные рабочие. Бедных крестьянских хозяйств было в губернии 110,9 тыс., что составляло 71,1%. Среднее крестьянство насчитывало 19,6 тыс. хозяйств, или 12,5%, кулачество и зажиточное крестьянство - 25,1 тыс. хозяйств, 16,1%. Помещичьи латифундии имели небольшой удельный вес - всего 0,3%, но они концентрировали большую массу земли (в 1905 г. - 558 тыс. десятин). Больший, чем в среднем по стране, удельный вес среднего и зажиточного крестьянства в Оренбургской губернии объясняется лучшей обеспеченностью землей, наличием казачьего населения, имевшего относительно много земли, податные льготы и преимущества. В среднем на один двор в губернии приходилось земли у казаков 67,4 десятины, у башкир 44, у бывших государственных крестьян - 24,3, у бывших удельных - 18,4, у бывших помещичьих - 6,6.
С 80-х годов XIX в. начался новый этап в работе отдела. Границы империи оказались отодвинутыми на юг, и Оренбургская губерния из пограничной превратилась в обычную.
Домашнее задание: повторить основные понятия по курсу История России 19 в.
Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий